Главная»Пресс-центр»Публикации

Публикации

Как добиться WOW-эффекта, или искусство украшения школьного торта

 

WOW!! (ВАУ!!) – это крик восхищенного удивления, так часто издаваемый героями западных фильмов, а в последние годы дружно подхваченный россиянами. ВАУ! - Вот здорово! Какой красивый букет! До чего же эффектный костюм! Яркий и неожиданный финал! Такого мы от вас не ожидали…

Подобные реакции привычны для мира моды и шоу-бизнеса, и порой трудно представить, как добиться WOW-эффекта, трудясь на ниве образования. Ведь (вспомним Толстого) все хорошие школы похожи друг на друга – так и должно быть: смышленые и воспитанные дети, дружный профессиональный коллектив, грамотные и мотивированные родители. А еще высокие экзаменационные баллы, победы в олимпиадах, научные изыскания, достижения в творчестве и спорте… Все это ожидаемо, более того, тщательно планируется руководством школы и педагогами: где же тут место сюрпризам?..

А сюрпризами в школах чаще называют неприятности: травмы, двойки, пропуски, драки и пресловутые звонки о минировании. «Ну и сюрприз ты нам преподнес, Федотов, - сурово говорит завуч, «прорабатывая» очередного лохматого тинейджера. – не ожидали мы такого от тебя…».

И все-таки WOW-эффект возможен; более того, его тоже нужно закладывать в план и тщательно готовить, чтобы в строго рассчитанное время «выстрелить» ярким фейерверком – новым красочным календарем с детскими работами, феерическим спектаклем к 8 Марта, сетевой олимпиадой «Великий логик» для учеников средней школы, конкурсом эссе для молодых педагогов, юбилейным торжеством в главном театре города, массовым шествием старшеклассников в День Победы… 

Обратите внимание на главное условие: WOW-эффект обязательно должен отражать именно Вашу школьную «изюминку», естественно и непринужденно презентовать миссию и главные цели образовательного учреждения. Благотворительный бал, подготовленный учениками школы искусств, получится зрелищным и порадует гостей; физико-математический лицей отлично справится с интернет-викториной или КВН-ом; а наша гимназия «Корифей», делающая ставку на продуктивные коммуникации и формирование сообществ, умело реализует масштабные социальные проекты, объединяющие взрослых и детей, школьников и студентов, образование и бизнес. Такие, как «Молодая пресса» (городской молодежный пресс-центр, выпускающий свою газету «ЗавтраКо»), «Мобильная школа» (взаимные обмены учениками и педагогами между школами России), «Школа социального действия» (программы помощи ветеранам, инвалидам и детям-сиротам) и др.

Несколько дружных «ВАУ!» от учеников, учителей и родителей в течение учебного года – это, конечно, высший пилотаж. Ведь наша задача – не столько приятно удивить, сколько опередить самые смелые ожидания, предвосхитить запросы и пожелания, т.е. обогнать мечты.

Буклет о школе? – это замечательно. Публичный отчет? – актуально. Справочник для детей и родителей? – удобно. А если объединить путеводитель по школе, презентационный буклет и публичный отчет в «Настольную книгу Корифея», где каждый легко найдет и миссию школы, и правила школьного распорядка, и праздничный календарь, и фотографии выпускников?.. Вот это уже «WOW», но учтите: если вы взялись за выпуск нового продукта, его придется обновлять каждый год – не просто дополнять и редактировать, а придумывать новые «фишки». Иначе он превратится в подобие бесплатной, но назойливой рекламной брошюрки, которую исправно кладут в Ваш почтовый ящик.

Еще пример, прямо из недр школьной жизни. У вас современная образовательная программа, отборные учителя, владеющие новейшими методиками обучения, лучшее оборудование – все по высшему разряду, но это НОРМА. Золотой, однако стандарт… А вот если дети будут выполнять все задания  в стенах школы и возвращаться домой только для приятного общения с родителями? Более того, взрослым членам семьи будет настоятельно не рекомендовано «прессовать» отпрысков насчет уроков и отметок. Единственное исключение – творческие семейные задания для классных часов и праздников.

Далеко не все родители примут такую инициативу «на ура». И, конечно, проект «Учись учиться самостоятельно» требует больших усилий от учителей (которым гораздо легче переадресовать д/з родителям) и учеников (которым хочется сделать то же самоеJ). Поэтому свое «ВАУ!» вы заработаете не скоро. Причем сначала услышите его от посторонних детей и родителей, все еще корпящих над уроками дома. Но все равно – будьте уверены: это спецэффект, потому что он идет «сверх программы» и предлагает (выражаясь языком рынка) «дополнительный сервис», сильно облегчающий жизнь вашим «клиентам».

Самая плодородная почва для массового катарсиса – это культура праздников. Рекомендуется растить неповторимые школьные традиции, особые – корпоративные – праздники и ритуалы. Например, День Гимназии – не просто списочное мероприятие, а целая декада игр, конкурсов, проектов с масштабным финалом: церемонией Посвящения в гимназисты (под гимназическим флагом, с произнесением Клятвы Корифея, передачей эстафеты от выпускного класса начальному и подарками со школьной символикой) и ярким динамичным шоу. И каждый год привычные ритуалы сочетаются с совершенно новыми сценарными и режиссерскими идеями: зал должен замереть в предвкушении и ахнуть от неожиданности… а потом еще и еще раз…

Качество и размах школьных праздников отражают уровень и реальный статус школы, а подготовка праздничных программ превращается в отдельную образовательную технологию. Наш девиз – «Только эксклюзив!». Мы никогда не используем чужие сценарии; все наши спектакли – мозаика корифейской жизни, которую, тем не менее, активно использует «все прогрессивное человечество». Перед каждой значительной календарной датой сайт гимназии «Корифей» www.koriphey.ru притягивает до тысячи посетителей в день: люди берут наши сценарии и тексты поздравлений, опубликованные в рубрике «Праздники». Мы получаем благодарные отзывы из Германии и Японии, из Австралии и США и, конечно, из «акватории стран СНГ»: от школьных учителей, программистов, банкиров, рекламных агентов и домохозяек.  Получается, что «Корифей» - это брэнд хорошего праздника: «ВАУ!» раздается уже со всех концов планетыJ.

А теперь, наслушавшись аплодисментов, вернемся с небес на землю. Дело в том, что технология спецэффектов на самом деле является частью системы управления качеством и работает только при выполнении основного правила – «правила трех слоев торта». «Тортовую модель» предлагает известный германский   предприниматель, автор серии книг по эффективному менеджменту Клаус Кобьёлл[1], и мы давно взяли ее на вооружение.

Итак, предположим, что вся деятельность школы заключается в изготовлении торта.

1.     Основа торта – это ежедневно повторяющиеся действия, так называемое «базовое качество», воспринимаемое клиентами как нечто само собой разумеющееся. Применительно к школе в основу входят и качество преподавания, и условия обучения, и управление, и организация досуга детей, и система питания, и медицинское обслуживание. При этом планка требований поднимается все выше – следовательно, просто «качественным образованием» уже никого не удивишь. Ведь таков уровень ожиданий.

А вот если тесто окажется сыроватым или подгоревшим, то мы услышим уже не «WOW!», а «OOPSSS…». Один прокол в этом слое – и никакие сюрпризы уже не спасут. Восхищенных возгласов мы не дождемся, а получим рекламации: «Вместо того, чтобы выполнять свою работу, вы тут выпендриваетесь!..».

2.      Второй уровень качества – это промазка (взбитые сливки, сгущенка, джем…). Именно промазка делает наш торт необычным, наши ученики идут к нам из-за этого вкусного крема: предшкольной подготовки, развивающих программ в «началке», профильной старшей школы, уникальной художественной студии или международного бакалавриата. А может быть, крем такой вкусный благодаря нескольким прекрасным педагогам, которых знает вся округа?.. В общем, промазка – это конкурентные преимущества и выгодные отличия от других.

3.     Третий (самый верхний) слой - это украшения на торте, определяющие качество сюрприза и приятно удивляют тех, кто к нам приходит. Украшения должны превосходить ожидания. «Качество сюрприза становится сегодня все важнее, - пишет Кобьёлл. – Именно оно действует наиболее эффективно и остается в памяти клиента. Ведь клиенты, прежде всего постоянные (а в школе все такие – М.К.), быстро привыкают к слою взбитых сливок, поэтому ждут сюрпризов и должны их получать».

Итак, опираясь на опыт мэтра ресторанного и гостиничного бизнеса, сделаем вывод: WOW-эффект необходим, сегодня он стал отличительным признаком лучших учебных заведений и одним из критериев качества образования. Но ни в коем случае нельзя увлекаться сюрпризами, забывая о двух нижних слоях: сначала мы должны обеспечить базовый уровень, не проколоться на элементарных вещах, затем детально подготовить и выгодно представить специальные предложения. И тогда – АХ! ВАУ! Не ожидали! Ну, надо же! Какие молодцы!

Восхищенные отзывы приятно греют душу. И умножают ряды сторонников и партнеров. Если результатом качественной работы ресторана считается рост уровня доходов и количества посетителей, то итогом усилий школы  можно признать выросший рейтинг, укрепившийся статус, расширившуюся сферу влияния. Это моральный капитал, но он стоит дороже сиюминутной прибыли; главные дивиденды, которые мы получаем от своих проектов и акций, - это признаки здоровых перемен в общественном мнении, смена приоритетов в органах власти различных уровней, оживление межшкольного и межведомственного общения.

Если же воспользоваться сравнением с электоральными процессами, то главным признаком успешности школы будет выбор. Родительский, учительский, ученический выбор в пользу данного учебного заведения. Сегодня, когда каждый может выбирать (по крайней мере, в пределах своих финансовых возможностей), а конкуренция школ становится все очевиднее, лидерские позиции обеспечиваются уже не раздутыми учебными планами и договорами с вузами, а стабильным качеством образования + способностью к активному позиционированию и «WOW»-потенциалом.



[1] Кобьёлл К., Бергер Р. Как стать лучше? – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – С.30-32.