Главная»Пресс-центр»Публикации

Публикации

"Возьмемся за руки, друзья!"

 

Опираясь на опыт своей гимназии и партнерских школ из разных городов и весей, мы представляем цикл важнейших событий, работающих на объединение школьного сообщества. Разумеется, наш список неполон: мы постарались подчеркнуть значение совершенно различных  - по форме и содержанию – дней школьного календаря: не только бодро-красных, но и задумчиво-синих, размеренно-зеленых, даже ненастно-серых. Ведь, как известно, иногда трудности и поражения сплачивают нас куда крепче, чем радости и победы.

1. «ГЛАВНЫЙ ПРАЗДНИК». По силе объединяющего воздействия ни одно мероприятие не может сравниться с масштабным празднованием Дня Рождения школы. Очень ошибаются те коллективы, которые считают, что широко отмечать следует лишь круглые, юбилейные даты. Задумайтесь: для первоклассников, которые только что начали учиться, для выпускников, нуждающихся в ярком и незабываемом образе школы, для подростков, выросших из рутинной классно-урочной системы и стремящихся выйти на большую сцену жизни – именно этот, вовсе не юбилейный год, является решающим.

Да и вообще, день рождения как повод для большой совместной работы, утверждающий корпоративные ценности и вызывающий чувство законной гордости своей любимой школой, - он просто необходим как ежегодное Со-бытие. Не просто списочное мероприятие, а целая декада игр, конкурсов, проектов с масштабным финалом в концертном зале. Пусть традиционные (святые для школы) церемонии – такие, как Посвящение в ученики, произнесение Клятвы Гимназиста, хоровое пение гимна, награждение учителей-ветеранов либо презентации новичков и т.д., и т.п – соединяются с приятными новинками: мюзиклами, шоу-программами, финалами общешкольных конкурсов…

Поэтому отмечайте 7-и, 13-и, 28-, 46-, 119-и и 233-летия, не жалейте сил и времени на производство и реализацию новых идей. Только не забудьте о самом главном условии: готовить праздник нужно совместно – всем школьным сообществом, с привлечением самых активных и заинтересованных малышей и выпускников, мам и бабушек, поваров и техничек, попечителей и партнеров. Тогда праздник получится действительно общим и по-хорошему пафосным.

2. «НИЗКИЙ СТАРТ». Огромную роль на старте очередного учебного года играет хорошо подготовленный и эффективно проведенный Педагогический Совет. Здесь следует соблюсти три принципа: 1) открытости, т.е. привлечения к работе Совета всех желающих членов других органов школьного соуправления; 2) интерактивности, т.е. работы в форме деловой игры или семинара-практикума; 3) командности на всех стадиях работы, включая подготовительный этап. Вводный Педсовет призван воодушевить все школьное сообщество, зарядить энергией – за счет совместной выработки видения желаемых результатов, целей и путей их достижения. В этом, собственно, и заключается содержание первого совета – в живом и неформальном обсуждении перспектив начинающегося года, возможностей школы, потребностей и интересов всех ее «граждан», возможных рисков и вынужденных шагов в сторону. В итоге формулируются главные приоритеты, направления работы, правила игры – в сугубо деловой либо (если вы играете) условно-метафорической форме, передающей суть образовательной программы. После такого мероприятия каждый его участник ощущает себя лично ответственным за выполнение намеченных планов.

3. «СМОТР ИНИЦИАТИВ». В начале учебного года в нашей гимназии проходит  уже традиционный «Парад проектов»: ученики, педагоги, сотрудники, родители, выпускники и просто друзья гимназии презентуют свои образовательные, социальные либо досуговые проекты, которые они хотели бы осуществить на базе школы. («Городская межпредметная гуманитарная олимпиада для 7-9 классов», «Летняя интеллект-школа», «Элективный курс «Голоса истории», «Турнир новых математических игр», «Клуб путешественников», «Киноклуб «Корифильм», «Программа «Будь здоров!», проект «Песни со звездами «Корифея» - вот далеко не полный список проектов,  презентуемых на одном «Параде».) Проектные инициативы оценивает комиссия, в состав которой входят члены Попечительского и Родительского советов, активисты ученического самоуправления, представители от учителей и администрации. Самые перспективные проекты получают гранты от попечителей, остальные, как правило, одобряются, снабжаются полезными советами и собирают «группы поддержки». Такая – всенародно-торжественная – форма презентации проектов – обязывает их авторов в конце года публично отчитаться о своих успехах и взять на себя новые обязательства. В других школах вместо «Парада проектов» может проходить смотр факультетов или профильная ассамблея; смысл подобных мероприятий – в мобилизации всех здоровых сил на инновационное развитие.

4. «РАЗБОР ПОЛЕТОВ». Иногда грамотная «публичная порка» бывает куда действеннее чествования героев. Мы говорим о мероприятиях, которые просто не могут не проводиться по горячим следам школьных ЧП. Главное правило хорошего руководителя и педагога – ни в коем случае не замалчивать произошедшее (будь то дегустация спиртного в школьной столовой или случай «дедовщины» с запугиванием малышей), а превратить его в повод для общешкольного «момента истины». Общий сбор, линейка, собрания в классах, публикации на сайте и в школьных газетах, открытые дискуссии  – все средства должны служить формированию единого преобладающего мнения: нарушены незыблемые законы, кодекс нашей школы; так делать нельзя, и виновные должны понести заслуженное (предусмотренное правилами) наказание. Четкость, слаженность и легитимность действий коллектива – безо всякого перехода на личности, поощрения доносчиков или сдачи позиций – обеспечат мощное воздействие подобной педагогической акции, «цементирующее» коллектив и его базовые ценности.

5. «ОБЩЕСТВЕННЫЙ АУДИТ». Многие боятся семинаров и конференций городского или (тем более) областного уровня, которые приходится проводить в родной школе. Столько хлопот, нервов, лишней суеты… А между тем, продвинутые школы давно взяли себе за правило хотя бы раз в год устраивать у себя «большой прием». Во-первых, это прекрасная тренировка состояния боевой готовности к плановым и внеплановым проверкам, процедурам лицензирования и аттестации, всевозможным конкурсам и др. Во-вторых, хороший способ постоянно работать над обновлением методической базы, банка документации, рабочим арсеналом» учителей и т.д. В-третьих, отличный повод подключить к работе учеников и родителей: у нас снова общегородская конференция – значит, мы должны представить себя и школу в лучшем свете. И закипела совместная работа: школьники вместе с педагогами готовят мастер-классы и внеурочные мероприятия; родители обсуждают план открытого заседания родительского совета.  В день «Х» все как один – плечом к плечу, аккуратные и подтянутые, со школьными значками на груди и огнем в глазах – готовы представлять свои достижения хоть до упада!.. 

6. «АЛЬМА-МАТЕР». Разумеется, для выпускников дверь школы всегда открыта: они приходят на праздники, съезжаются на юбилеи, поздравляют классных мам цветами и открытками и просто помнят все хорошее. Однако если в школе проводится особый  День Встречи Выпускников (в фиксированный, известный всем, даже символический день – например, в гимназии №210 это происходит 2.10, те 2 октября ежегодно), к которому приурочиваются специальные события, привлекающие всех остальных, - это дорогого стоит. Нужно, чтобы вся школа – от мала до велика – как родина, знала своих героев в лицо, и не только по фотографиям «В контакте». А герои, т.е. выпускники, в свою очередь, не теряли живой связи со школой. Для этого «ДВВ» нужно кропотливо готовить, сопровождать долгосрочными программами («Поздравляем именинников», «Приглашаем на школьные праздники», «Радуемся вашим успехам» и т.д.), встречным информированием - когда истории выдающихся (чем-то) выпускников рассказываются школьному сообществу, - и наоборот. Пусть собравшиеся в школе бывшие «птенцы ее гнезда» поучаствуют в церемонии награждения, чествования, закладки какого-нибудь камня, посадки аллеи и т.д. И, пользуясь случаем, сами покажут себя. А в какой именно форме -  решать команде организаторов.

7. «ПРОЩАЛЬНЫЙ ВАЛЬС». Выпускные вечера – это боль и радость, «праздник со слезами на глазах». Все его участники понимают и переживают ощущение прощального и оттого такого нерушимого единения: школа остается позади и в то же время навсегда впечатывается в сердце каждого… В силах педагогического коллектива и родителей – объединить не только деньги, но и творческие усилия, чтобы это событие стало неформальным, единственным в своем роде. Не просто выдача аттестатов в зале, стандартные напутственные речи, пара песен, фуршет, а дальше – оплаченные массовики-затейники, а свои, «фирменные» шоу-спектакли по оригинальным сценариям (выпускники готовят свой бенефис, учителя и родители – свой, ответный), конкурсы для выпускников и их родителей,  авторские видеозарисовки, стенные газеты с дружескими шаржами или эпиграммами, шарики в небо, голуби ввысь, фейерверки, рисующие на небе школьную символику… В общем, дух школы, ее устои, традиции, живая память – вся квинтэссенция школьных лет должна выплеснуться наружу за один незабываемый вечер. Чем больше вложено сил и энергии, креатива и драйва, тем больше отдачи. Каждый выпускной может иметь собственное лицо и быть неповторимым.

Итак, дорогие друзья, секрет прост: чтобы мероприятие было объединяющим, следует объединить усилия всех представителей школьного сообщества уже на стадии его проектирования, а  тем более – организации и проведения. При этом условии любое школьное событие – от Дня Знаний до Выпускного, от рядового урока до гала-концерта – справится с непростой задачей сплочения детей и взрослых в дружную семью.

Источник - «Управление школой», N17 (500), 1-15.09.2009.