Главная»Пресс-центр»Публикации

Публикации

Как создать эффективную вожатскую команду?

Почему сегодня подготовка вожатых встречает такой интерес как социальных институтов, так и конкретных молодых людей — студентов и старшеклассников?

Проект НП поддержки лидеров образования и бизнеса Клуба «Корифей» (Екатеринбург) в I конкурсе президентских грантов получил денежную поддержку на реализацию проекта «Уральская школа вожатых». Сегодня проект уже на всех парах мчится по рельсам: он представлен на нескольких всероссийских площадках (таких, как Артек-форум и Международный фестиваль молодёжи и студентов в Сочи), принят на «ура» Министерством образования Свердловской области, Уральским государственным педагогическим университетом и буквально на днях начинает обучение первой группы студентов-энтузиастов.

Прошедшие весной 2017 года пробные «Школы вожатых» породили настоящий аншлаг, а на должность вожатого в Интеллект-школе «Корифей плюс» (ставшей колыбелью и полигоном для передовых вожатских практик) уже давно проводится серьёзный конкурс.  

В чём же «соль» инициативы и почему сегодня подготовка вожатых встречает такой интерес как социальных институтов, так и конкретных молодых людей – студентов и старшеклассников? Команда УШВ считает, что главная компетенция вожатого — умение играть, создавать и организовывать игры как особый вид деятельности.

Конечно, для вожатого работа с детьми — это сложное ответственное дело, требующее серьёзной подготовки. И, одновременно, Драйв с большой буквы. Его работа состоит в том, чтобы создавать пространство, в котором интересно и важно думать, обсуждать, принимать решения, учиться и получать опыт, проходить испытания, исследовать и совершать собственные открытия. 

Чтобы стать отличным вожатым, вам потребуется

  • научиться чувствовать динамику развития группы, 

  • управлять мотивацией и эмоциональным состоянием детского коллектива, 

  • стимулировать рефлексию и вместе извлекать опыт из прошедших событий, 

  • проводить содержательные обсуждения и развивать у детей способность к пониманию, 

  • освоить методы проблематизации и создания совместного пространства для совершения открытий,

  • стать конструктором разнообразных игр, в которых лучше всего получается тестировать и осваивать основные законы и перипетии «большой жизни».

Для среднестатистического здорового ребенка проигрывание жизненных ситуаций в кругу сверстников эффективнее индивидуальной работы. Первая и основная задача вожатого — сформировать такой детский коллектив (группу), чтобы его структура и атмосфера давали каждому ребенку новый стимул к развитию, открывали новые перспективы и новый взгляд на мир. 

Далее — через командное преодоление испытаний, согласование ценностей, совместное принятие решений, творчество, обсуждения и многое другое — вожатый помогает складывать мысли и чувства, как кубики, в фундамент собственной позиции. Игра воспитывает, тренирует и помогает справиться с комплексами: она освобождает ребёнка из плена обычных школьных страхов (ошибки, плохой оценки, уничижительного сравнения…). 

Нужно только задумать и провести игру так, чтобы каждый нашёл в ней своё место, болел за общий успех и ни на минуту не «выпадал» из процесса.

Оптимальная модель организации игрового пространства летней школы или лагеря — ежедневное чередование познавательных (интеллектуальных) и развлекательных игровых программ и сценариев. Отличным дополнением к обоим видам служат спортивные игры либо этапы отдельных игр.

Интеллектуальные игры

Давайте сразу проясним ситуацию. Если вы говорите детям, что сегодня они ёжики, а за правильно решенные уравнения будут получать ягоды и грибочки, то это не познавательная игра, а просто геймификация урока математики. Совершаемое действие и цель остаются прежними – решить уравнения. Увидите, что рано или поздно «ёжикам» это надоест, и процесс окончательно перестанет быть игрой. 

Для того чтобы интерес сохранялся и процесс игры не рушился, усвоение материала должно быть неосознанным. Например, настольная игра, где участники на скорость считают количество разных предметов. Цель — набрать больше баллов, а навыки беглого счета и запоминания отрабатываются автоматически. 

В детском лагере можно проводить интеллектуальные игры, рассчитанные на большое количество детей (300 человек не предел). Суть в том, чтобы создать правильное, сбалансированное игровое пространство с несложными правилами. В этом случае участники разбиваются на команды и соревнуются друг с другом, демонстрируя багаж знаний, умение логически мыслить и т.д.

Супервикторина

Это интеллектуальная игра, состоящая из блоков (8-10), в каждый из которых входит 5-10 вопросов по определенной теме. Вопросы в каждом блоке имеют разную ценность, определяемую сложностью темы блока. Правила каждого раздела могут варьироваться, что оговаривается перед началом очередного этапа игры. После каждого сыгранного блока команды сдают бланки на стол для проверки, потом на экран выводятся правильные ответы. Исправлять или повторно сдавать бланки нельзя.

Игра заканчивается, когда проверены ответы последней темы, после чего жюри выводит на экран финальную таблицу, на которой представлен рейтинг каждой команды в зависимости от суммы баллов за каждый блок.

Выигрывает команда с самым высоким рейтингом.

Пример блока (КАРТИНКА)

1. 2. 3.  

4. 5. 6.  

Варианты: а) Одиссей б) Воланд в) Ателло г) Таня д) Чудовище

Е) Алиса ж) Матроскин

Ответы: 1 д), 2 в), 3 г), 4 а), 5 е), 6 б)

 

Развлекательные игры 

Развлекательные игровые мероприятия направлены на сплочение детей в отрядах, отработку отдельных практических навыков, преодоление комплексов и просто для того, чтобы получить заряд веселья и бодрости. 

Чем конкретнее задачи и жёстче требования, тем мощнее их побудительная сила. В пылу хорошей игры теряют всякое значение должности и статусы её членов, возникает доверие; каждый игрок приобретает ценность для всех, растёт его вклад в общее дело. 

К развлекательным играм относятся, прежде всего, игры-конкурсы (творческие, музыкальные, коммуникативные, двигательно-активные и пр.) и квесты.

Квест

Квест — это формат развлекательного мероприятия, нацеленный на сплочение не одного отряда, но сообщества всего лагеря. Это игра со своей легендой и героями, когда дети погружаются в атмосферу средневековых баталий, звёздных войн, циркового шоу и т.д. 

Подобная практика стала традицией для Интеллект школы «Корифей плюс», где вожатые каждую смену придумывают и проводят театрализованные квесты, рассчитанные на весь лагерь (от 250 до 400 человек) на абсолютно разные темы. 

Чтобы охватить всех детей от 10 до 17 лет, создаются смешанные разновозрастные команды количеством до 15 человек. Команды отличаются цветом либо особыми элементами одежды.

Важным аспектом квеста является легенда; все команды преследуют общую цель, проходя все станции и взаимодействуя с яркими персонажами нового мира, в который они погружаются на несколько часов. На станциях игрокам предлагаются самые разные задания — от интеллектуальных и творческих до спортивных. Выполнение заданий приносит командам не только очки (бонусы, «валюту», элементы для сборки космического корабля и т.д., и т.п.), но и море удовольствия. Командность является обязательным условием, и никакой супер-сильный игрок не сможет в одиночку вывести свой отряд вперёд.

На финальном — красочном и театрализованном — сборе подводятся общие итоги и объявляются победители, сумевшие доказать свою сплочённость и воспользоваться коллективным разумом.

Источник.