Главная»Пресс-центр»Публикации

Публикации

От звонка до звонка

БЛОГИ // Статья

Недавно я стала участницей активного обсуждения темы школьных звонков в фейсбуке. Мол, во многих городах и весях звонков нет вообще, а дети сами следят за временем и приходят на занятия по часам. Это здорово, развивает организованность и повышает ответственность всех участников образовательного процесса. Вроде возразить нечего…


От звонка до звонка

Сразу вспомнились ученики, при звуке звонка бегущие в классы большими прыжками, как испуганные стада антилоп. И учителя, судорожно глотающие только что налитый кофе перед «броском» по лестничному маршу. Как будто никакого урока и вовсе не предвиделось))

А еще проснулось реликтовое школьное чувство – сладостное ожидание звонка на последних минутах урока. Первый звонок на сентябрьской линейке: девочка с бантиками на плечах у серьезного парня-одиннадцатиклассника. И последний – на майском празднике, со слезами на глазах. Колокольчики в дрожащих руках выпускниц. Получается, если отменить звонки вовсе, к чему тогда первый и последний? К чему тогда все?..

Вот что говорит нам «Википедия»: «Школьный звонок — устройство, которое используют в школах для подачи сигнала о начале и конце урока (такой сигнал также называется звонком), а также для подачи сигнала тревоги» (вспомним пресловутых антилоп. – М.К.). Известно, что впервые прототип звонка был использован в «Академии» греческого философа Платона в IV веке до н.э. Средством для подачи звука служили водяные часы. Вода, налитая в емкость до нужного уровня, переливалась в специальную камеру и вытесняла оттуда воздух в трубку с закрепленной на конце флейтой. Звуки флейты служили сигналом начала занятий. О конце «урока» объявлял сам учитель, когда завершал тему или чувствовал усталость.

Спорить нечего: звонок для школы архетипичен, даже если его сегодня заменяют разнообразными мелодиями и звукорядами – от «Гаудеамуса» до птичьих трелей. Благо современные технологии позволяют варьировать и программировать «звонки» в любом наборе и последовательности.

На уроки может приглашать одна «минусовка», на перемены – другая. Фоновые мелодии играют во время перемен; в отдельных школах даются предупредительные звонки (за 10 и 5 минут до утреннего старта), как в театре, чтобы публика успела переодеться и занять места. В общем, опыт разнообразный, как и отношение к нему. В общественном мнении налицо растяжка: от строгих ревнителей звонковых традиций в первозданном «ушедробительном» варианте до реформаторов, призывающих к отмене всех и всяческих сигналов.

И здесь в спор вступают психологи, утверждающие, что в начальной школе внешняя регламентация учебного дня необходима. Дети еще малы, чтобы самостоятельно отмерять циклы работы и отдыха, и нуждаются (в прямом смысле) в громких и четких сигналах, призывающих к смене видов деятельности. Звонок это, гудок или короткая мелодия, не имеет значения. Главное, чтобы она постепенно вырабатывала у маленьких школьников собственные «учебные ритмы».

Далее психологи (а с ними и педагоги) советуют применять звонки как минимум до 7-го класса. Ранний подростковый возраст – неусидчивый и протестный, общаться хочется бесконечно, а внешний сигнал является самым объективным стимулятором («ничего личного, таков регламент школьной жизни»).

Другое дело, что продолжительность занятий с подростками – особенно проектных, исследовательских и пр. – можно и нужно регулировать. И, конечно, включать индивидуальные рычаги («это звонок для тех, кто устал/проголодался… кто выполнил работу… кому уже не интересно продолжать… кто хочет пойти в другую группу» и пр.).

А вот начиная с 8-го класса звонки – это вопрос традиций и широты педагогических взглядов учителей/директора/органов школьного соуправления. Известно, что в некоторых частных учебных заведениях Англии школяров до сих пор призывает на подвиги какой-нибудь колокол XVI века. А где-то – повторю – звонков нет вообще, но это, как правило, в старших школах и колледжах. Именно тогда включается система «внутренний звонок», которую мне очень хотелось бы поселить внутри всех наших педагогов. Чтобы появлялись в классе вовремя и потом не объявляли безапелляционно: «Звонок только для учителя!».

Получается, что в школах, объединяющих все ступени в одном здании, «беспозвоночные» схемы не проходят. Малышам звонки нужны. А старшие могут относиться к ним по ситуации – например, как к приятному воспоминанию))

Но все-таки (памятуя реликтовое чувство) даже в старшей школе со звонками расставаться не хочется. В смысле, совсем и окончательно. Вытесненные за рамки обычных уроков, они могут стать сигналами к общешкольным мероприятиям, торжественным событиям или звучать только в начале и конце учебного дня. Школа (как и вся страна) живет пока что «от звонка до звонка». И мы умиляемся, когда первоклассница с колокольчиком возвещает о начале нового года.

Шел урок, а он молчал —
Перемену, видно, ждал.
Только кончился урок,
Громко зазвенел...

Источник.