Главная»Пресс-центр»Публикации

Публикации

Современные образовательные технологии на уроках физики

01.11.2016 | Старцева Лариса Вячеславовна

 

В условиях перехода российской системы образования на новые стандарты главной задачей становится развитие личности ученика на основе системно­деятельностного подхода.

Переход к новой образовательной парадигме влечет за собой принципиальные изменения в деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Необходимо уйти от представления учебного процесса как способа передачи информации и признать роль учителя как организатора познавательной деятельности.

Как буквально за несколько лет превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка? В первую очередь, при помощи новых педагогических технологий, позволяющих уйти от монотонности учебного процесса, сделать его мобильным, разнообразным и интересным.

Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, создает благоприятную среду для реализации компетентностного подхода, предлагая широкий спектр технологий и методов обучения.

Выбор технологий я осуществляю в зависимости от изучаемого материала, уровня подготовленности обучающихся, возрастной категории их интересов и склонностей. Для адекватной реализации требований ФГОС наиболее успешно я использую следующие технологии:

  • технологию развития критического мышления,
  • проектную технологию,
  • технологию проблемного обучения.

Технология проектной деятельности

В старших классах мною разработана и реализована система семинарских занятий при обобщении изученных тем, а также при рассмотрении вопросов применения того или иного физического явления. При подготовке к таким урокам учащиеся работают в микро-группах.

Система семинарских занятий позволяет использовать личностно­ориентированный метод обучения, создавая ситуацию успеха для всех учащихся класса. Распределяя задания опережающего характера, я учитываю профиль обучения ребенка, его интересы и склонности. Так, ученики гуманитарного профиля чаще получают задания, связанные с историей научных открытий и личностями ученых, внесших вклад в развитие физики. Учащиеся химико-биологического профиля успешнее справляются с проектами, где необходимо представить влияние явлений на окружающую среду. Ученики физико-математического профиля рассматривают вопросы, связанные с принципом действия и конструкцией приборов.

Технология развития критического мышления

В педагогической практике я активно использую элементы технологии критического мышления: синквейн, кластер, мозговой штурм, «тонкие» и «толстые» вопросы, фишбоун, зигзаг.

Прием «Мозговой штурм» дает возможность каждому ребенку высказать свое мнение или идею, т.к. не предполагает оценочной деятельности. Это существенно поднимает самооценку и позволяет проявить себя менее успешным учащимся.

Прием «Зигзаг» позволяет сделать урок мобильным, вовлекая в учебный процесс всех учащихся и формируя персональную ответственность за конечный результат. Активно использую этот прием в старших классах при изучении тем: «Ядерное оружие», «Ядерная энергетика», «Электрический ток в различных средах», «Тепловые двигатели» и др.

Прием «Кластер» применяю для систематизации изученного материала: он помогает наглядно и сжато представить большой объем материала, особенно учащимся с преимущественно визуальным типом восприятия информации.

Технология проблемного обучения

Элементы данной технологии активно использую в начале урока на этапе вызова или мотивации. Перед учащимися ставится проблема, которую им необходимо решить, работая в группе. На основе анализа фактов, наблюдения явлений они самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют правила, законы, применяют имеющиеся у них знания в новой ситуации.

Примеры проблемных ситуаций:Почему тела плавают? Сила трения: польза или вред? Тепловые двигатели: достижение прогресса или....? Свет - волна или частица? Вечный двигатель: реальность или вымысел?

Проблемной ситуацией может служить также проведенный демонстрационный эксперимент, который учащимся надо объяснить.

Все перечисленные приемы эффективно сочетаются и усиливают свое воздействие вкупе с информационно-коммуникационными технологиями. В своей педагогической деятельности я применяю широкий спектр ИКТ: от интерактивных электронных презентаций по отдельным темам до работы с персональными гаджетами (модель «1:1»).

Организуя подготовку к итоговой аттестации, использую onlineпрограммы- тренажёры «Решу ЕГЭ», «Классная физика» и др., что позволяет учащимся получить реальную оценку собственных знаний, работая в удобном для себя темпе и режиме, а педагогу - зафиксировать уровень качества знаний и скорректировать работу по ликвидации пробелов.

Виртуальный демонстрационный эксперимент я использую при объяснении нового физического явления, при демонстрации сложных процессов, для детального рассмотрения физических изменений. Это основа проблемно-поискового метода обучения, когда учащимся необходимо подумать, проанализировать и дать ответ на проблемный вопрос по результатам эксперимента. При этом компьютерная демонстрация физических явлений не заменяет, а лишь дополняет реальный физический демонстрационный опыт.

Для запоминания формул использую возможности интерактивной доски. Мной разработаны и успешно применяются тренажёры для 7-11 классов «Убери неверную формулу». Для мотивации учащихся, формирования познавательных интересов в 7 классе я использую в режиме onlineколлекцию нескучных задач по мотивам вредных советов Б. Остера.

У современных учеников немало различных гаджетов с выходом в глобальную сеть. Было бы ошибкой не использовать такой ресурс в учебном процессе. Поэтому, когда на уроке возникает спорная ситуация, я предлагаю найти ответ в сети. Осваиваю также метод создания коллективных презентаций в системе Nearpod.

Разумное сочетание технологий либо их элементов - вот оптимальный путь, позволяющий соединить воедино развитие универсальных учебных действий учащихся сучетом их индивидуальных особенностей, т.е. деятельностную и содержательную стороны урока.

 

Используемая литература

  1. Гин А. Приемы педагогической техники. М.: Вита Пресс, 1999.
  2. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. - Самара, 2003.
  3. Громова О.К. «Критическое мышление - как это по-русски? Технология творчества. //БШ № 12, 2001.
  4. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока. - М.: Просвещение, 2002.
  5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М.: Аркти, 2003.

Источник