Главная»Пресс-центр»Публикации

Публикации

Nearpod и звездное небо

07.04.2016

Статья в газете "Народный учитель" Уральского государственного педагогического университета.

В феврале текущего года на форуме по профстандарту педагога в УргПУ своим опытом работы  с применением современных электронных средств обучения поделились представители гимназии № 210 Екатеринбурга «Корифей». Это вызвало большой интерес участников форума, в связи с чем мы публикуем материал методиста гимназии Татьяны Фроловой. 

Сколько бы мы сегодня не сопротивлялись гаджетам, как принято называть мобильные устройства (телефоны, планшеты), сколько бы ни запрещали их использование на уроках, они все равно являются неотъемлемой  частью жизни наших детей, окружающей их с раннего возраста. Так может быть, согласно известной истине не запрещать, а обратить во благо? Именно этому принципу следуют в гимназии «Корифей» города Екатеринбурга, где поддерживается и развивается все новое в образовании.

С чего начали работу?  С проведения мониторинга по поводу того, какие мобильные устройства используют наши дети.  Срез показал, что практически у всех есть планшеты. Только работай! И дети этого очень хотят. А готовы ли к этому учителя? Признаем, не все. Заставить учителя использовать мобильные средства на уроке невозможно. Он должен сам ощутить в этом потребность. В «Корифее» такие нашлись. Была создана  группа тьюторов – учителей, которые хотят учить по-новому. Они осваивают образовательные приложения, которые выпускаются к планшетам, используют их на своих  уроках, делятся  своими  знаниями с  другими педагогами.

Сразу же завоевала любовь педагогов программа Nearpod, она позволяет получать мгновенную обратную связь. При ее использовании урок строится совсем иначе. Дети вводят код, выходят в общее электронное пространство, следят за слайдами, которыми сопровождает свой рассказ учитель, рисуют, отвечают на вопросы тестов. Учитель мгновенно видит перед собой все результаты в виде графиков.  Вспоминаю, как в начале своего педагогического пути  в начальной школе я  делала для первоклассников карточки, проводила по ним в начале урока опрос. А проверять когда? Вот в эту, настоящую минуту, я не знаю, как мои дети ответили, как усвоили материал, следовательно, чему я их должна учить дальше. А на планшете учитель сразу видит, какой процент класса освоил, например, новую орфограмму. И видит, кто не освоил, кому нужно помочь. Это – фантастика! И как можно говорить о том, что эти устройства нельзя использовать на уроке, что они отвлекают? Я привела только один пример приложения для организации обратной связи, а их – десятки. Все это происходит мгновенно, красиво и современно. Программа Nearpod  в «Корифее» освоена и используется. И уже изучаются другие. Более 100 приложений написано только для iPad.

Опять же пример из своего собственного опыта. К концу первого полугодия первоклассники в качестве проверочной работы пишут диктант из нескольких предложений. Буквально пяти-шести. Самое сложное в первом классе – овладение письмом. Какого огромного труда от них это требует!  Сколько муки  доставляет! Дети учатся читать на печатных буквах, а писать должны письменные. И соотнести это маленькому ребенку сложно. Планшет может облегчить процесс. И этот же диктант ребенок напишет не в декабре, а уже в октябре-ноябре. При этом не надо бояться, что дети не научатся писать «от руки».  От письма никто не отказывается, но можно сделать этот процесс для малышей менее болезненным. Печатая слова, предложения, они смогут отрабатывать такие умения, как раздельное написание слов, большую букву в начале предложения, точку – в конце. Масса знаний осваивается ребенком быстрее. Создано множество приложений для выполнения интерактивных заданий, например, потрясающий Explain everything.

Есть много интересных сервисов для средних и старших классов. Например,  программа Star Walk. Ученик поднимает над головой планшет и видит то звездное небо, которое в данную минуту реально находится над ним. Пожалуйста, изучай! А какие открываются возможности работы с географическими картами!

Другое направление – ментальные карты, техника визуализации мышления. Программа Popplet, например, уже используется учениками начальной школы. Уместен пример по истории. Учитель дает задание изучить документы. Первая группа изучает один документ, другая – второй, следующая – третий. Каждая группа с помощью мобильного устройства «тянет» свою нить, результат коллективной работы демонстрируется на интерактивной доске – можно вносить изменения, править, комментировать. Ребята обсуждают, выделяют главное, анализируют, фиксируют все ключевые понятия, постепенно расширяя  ментальную карту. Результатом работы на уроке является совместно созданный продукт.

Мобильные устройства реально позволяют организовать работу в группах, учить взаимодействовать, стремясь к одной  цели. Писать каждому ученику что-то в своей тетрадочке – такой метод обучения не актуален, сегодня так учить нельзя. Обществу, экономике нужны люди, умеющие взаимодействовать, решать конфликтные ситуации, работать коллективно. В федеральном государственном образовательном стандарте зафиксировано, что мы должны формировать у детей коммуникативные универсальные учебные действия. Мобильные устройства это позволяют сделать. А еще они предоставляют огромные возможности для тренажа. Особенно это видно при изучении иностранного языка. Разные приложения используются для изучения слов, составления предложений. Тренируйся,  доводи знания до автоматизма!

Сегодня уже никто не удивляется электронным дневникам и электронному расписанию. В Октябрьском районе  Екатеринбурга больше десяти лет  используется и стала привычной информационная система  «Сетевой город». У каждого родителя и ребенка есть пароль и логин. Родители могут самостоятельно заходить в сеть и видеть оценки своего ребенка и расписание на завтра. В ближайшем будущем нас перестанут удивлять электронные учебники с электронными тетрадями и набором тренажеров. Ребенок будет ходить в школу с одним небольшим мобильным устройством, а не таскать на себе огромный рюкзак, сгибаясь под его весом.

Еще одна замечательная возможность, которую помогают реализовать мобильные устройства, это – дистанционное обучение. Оно рассчитано на индивидуальные способности каждого ученика, и как бы это парадоксально не звучало, дает больше возможностей для коллективной работы в классе над определенной темой, которую дети уже ранее изучали. Дистант дает больше самостоятельности, что является дополнительной мотивацией к учебе, с чем сегодня дело обстоит трудно. Но в то же время в школе дистанционное образование в чистом виде невозможно, потому что ученик должен видеть учителя, получать от него обратную связь. В школе необходимо внедрять смешанное обучение. Выносить часть программы на дистанционное обучение можно начинать в старших классах, но и при этом общение с учителем должно быть обязательным.  

Конечно, все вышесказанное должно быть подкреплено методикой. В США закупали iPadна школы, все это уже там прошли, но  результата никакого не получили. Потому что сам по себе планшет не решает проблему с мотивацией, с качеством обучения. Планшет – это современное средство обучения, без которого мы в дальнейшем вообще не сможем обойтись. Сейчас идет процесс накопления знаний – эффективных способов, приемов обучения  с мобильными устройствами.