Главная»Пресс-центр»Публикации

Публикации

Психолого-педагогическое сопровождение инноваций на уроке: в русле нового ФГОС

20.08.2013 | Хлопотова Елена Леонидовна

Главной психолого-педагогической  особенностью ФГОС является учет возможностей детей с любыми особенностями в развитии, что обеспечивает сохранение дееспособного и продуктивного будущего поколения. Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных ступенях образования различны.  Начальная школа - определение готовности к обучению, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников к учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитие творческих способностей. 

В русле нового ФГОС на своих уроках применяю  технологию модерации. Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать. Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии. С тех пор многие ученые и специалисты, в том числе педагоги, активно развивали и применяли модерацию на практике, совершенствуя данную технологию.

В основу разработки целей, принципов, содержания и методов модерации были положены педагогические, психологические и социологические аспекты, направленные на активное заинтересованное участие всех обучающихся в образовательном процессе, обеспечение комфортности на уроке каждого ученика, на формирование нацеленности обучающихся на достижение результатов. Эффекты применения этой технологии полностью отвечают современным требованиям, обеспечивая достижение качественных результатов обучения,  приводят учащихся к повышению стимулирования их познавательной активности и творчества, всестороннему раскрытию и развитию способностей. В модерации применяются хорошо известные сегодня техники решения проблем и поиска оптимальных решений – мозговой штурм, список покупок, дерево ожиданий.

Фазы (этапы) модерации:

  • инициация (начало урока, знакомство);
  • вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока);
  • формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);
  • интерактивная лекция (передача и объяснение информации);
  • проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);
  • подведение итогов (рефлексия, оценка урока);
  • эмоциональная разрядка (разминки).

Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности. Учитель и ученик являются равноправными участниками образовательного процесса. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений, готовность нести ответственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности.  При использовании технологии модерации принципиально меняется и роль учителя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у ученика. 

Применение этой технологии делает образовательный процесс более контролируемым, устойчивым, позволяет педагогу профессионально управлять процессами, происходящими на уроке и уверенно получать запланированные результаты.  Таким образом, создание такой базы обеспечивает полноценное приобретение и устойчивое закрепление у всех учащихся общественно значимых ценностей и жизненно важных умений и навыков. 

Используя на уроках данные методики, я увидела себя несколько в ином качестве, а мои учащиеся приятно удивляют своими способностями, о которых я не подозревала ранее!  У детей повышается умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Результаты применения данной технологии позволяют отнести модерацию к современным эффективным образовательным технологиям. И эти эффекты соответствуют требованиям федеральных государственных Стандартов образования второго поколения.

Статья опубликована в сборнике "Инновационные процессы в образовании". Сб.научных, инновационных и проектировочных работ в 5-и частях. - Екатеринбург, 2013. - Часть IV. - С.146-147.