Главная»Пресс-центр»Публикации

Публикации

Проект-самоисследование как новый вид мониторинга в рамках ФГОС

13.11.2013 | Лукьянова Вера Евгеньевна

          ФГОС  (п.7) основного общего образования гласит: «В основе стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования; ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающихся на основе универсальных учебных действий), способность ученика к саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта».

          В связи с этим, задачи учителя заключаются в создании условий для подобной деятельности обучающихся и применении таких  видов мониторинга, которые позволят оценить не только предметные, но и универсальные (метапредметные) знания и умения и стоящие за ними компетенции.

         Считаю, что решению обеих указанных задач отвечает предлагаемая мною восьмиклассникам годовая зачетная работа по результатам изучения биологии человека -  проект-самоисследование на темы по выбору: влияние увлечений, привычек, факторов среды, психологических особенностей на здоровье самих проектантов . 

           Данная работа имеет особый оценочный статус, имеющий решающее значение при выставлении годовой оценки. Для оценивания годовой работы я применяю «Оценочный лист», который содержит краткую знаковую информацию по каждому этапу работы и по каждому  учащемуся.  Безусловно, моя система оценивания несовершенна, сложно найти способ мониторинга всех УУД, соблюсти объективность при оценивании.  В процессе работы критерии и обозначения в оценочном листе  могут изменяться, но все изменения  доводятся до сведения учащихся и их родителей в начале учебного года.    

           В процессе работы я  оцениваю  способность учащихся самостоятельно или с помощью взрослого (родителя, учителя) выбирать тему проекта в заданных  направлениях, ставить цели и задачи всей работы и ее практической части; намечать план работы, следовать ему в течение года, подбирать методики исследования,  согласующиеся с целями и задачами работы; в сроки укладываться с черновым и чистовым вариантами работы, составлять защитное слово, готовить презентацию, публично выступать, отвечать на вопросы по содержанию представленной работы; оценивать свою работу и работу одноклассников. 

          Для упрощения фиксации своих наблюдений за годовыми  проектами применяю краткую знаковую запись по каждому этапу работы и по каждому  учащемуся, в виде  условных обозначений. 

          Например: (С) сроки сдачи - в срок – С+, нарушение сроков – С- . Или степень самостоятельности (см) при выполнении работы-  если самостоятельно выполнена работа - см, с помощь учителя - у.,  с помощь родителей - род., другие источники - др. Подобные обозначения есть по каждому критерию. В конце года количество плюсов по данной информации учитываю при выставлении годовой оценки по следующей схеме: работа отсутствует – минус 1 балл от годовой оценки; количество плюсов от 1-6 «+» – минус 0,3 балла; от 7-14 «+» – плюс 0,3 балла; от 15-18 «+» – плюс 0,5 балла. 

         Обращение учащихся за консультациями к учителю, как мы видим,  не обязательны и не наказуемы.  Однако чтобы все учащиеся изначально находились в одинаковых условиях и имели необходимый уровень знаний для начала работы, я провожу несколько консультаций во время уроков (примерно 1 раз в триместр) по общим вопросам конкретного этапа работы.  Остальные консультации – во внеурочное время, в дни дополнительных занятий, индивидуально или по группам.  

В самом начале года каждому ученику я выдаю Памятку  с перечислением тем, с указанием сроков прохождения каждого этапа, требованиями к работе.  На первых консультациях чаще приходится помогать  учащимся  в определении направления работы в контексте выбранной темы, соотнести их интересы и их возможности, посоветовать перечень исследований и соответствующие методики, которые могут быть  выполнены ими самостоятельно. 

        Много раз убеждалась в том, что проектные работы помогают учителю погрузить учащихся в условия необходимости овладения навыками смыслового чтения научно-популярной литературы, сознанного построения речевых высказываний, овладения логическими действиями анализа, грамотного оформления работы и мн.др.   

      Защиту годовых проектов предпочитаю проводить публично (присутствие родителей, семиклассников, медицинского работника, администрации). Такая защита проектов становится хорошим опытом для всех участников защиты: одним эта форма отчетности дает возможность почувствовать практическую значимость своей работы, получить общественную оценку своего труда, другим -  возможность убедиться в том, что на следующий год их ждет серьезная и интересная работа, которой надо уделить внимание, если хочешь выступить достойно. 

       Применение проекта как формы контроля образовательного результата учащихся за год дает возможность учителю в рамках своего предмета на протяжении всего учебного года держать в поле зрения  и во время корректировать степень развития следующих универсальных учебных действий.

  1. Общеучебные действия: умение ставить цели и определять задачи своей деятельности, вести поиск и выделение необходимой информации при работе с дополнительной литературой, умение структурировать знания, осознанно строить речевые высказывания устно и письменно, самостоятельно создавать алгоритмы своей деятельности, осуществлять знаково-символическое моделирование.
  2. Логические действия: анализ и синтез объектов с целью выделения признаков, подбор критериев для сравнения и классификации, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение рабочих гипотез и их обоснование, формулирование проблемы, постановка и решение проблемы, самостоятельный выбор способов решение проблем, формулирование доказательств.
  3. Регулятивные действия: умение учиться и способность к организации своей деятельности, способность принимать, сохранять и следовать целям в своей деятельности, умение действовать по плану и планировать свою деятельность, адекватно воспринимать оценки и отметки, преодолевать импульсивность, различать объективную трудность и субъективную сложность задачи.
  4. Коммуникативные действия: взаимодействие с коллективом и отдельными личностями для достижения цели, уважительное отношение к чужому мнению, умение конструктивно участвовать в обсуждении и конструктивно разрешать конфликты, выбирать нормы поведения, исходя из социальных и личностных ценностей, рефлексия собственных действий.

В итоге  все учащиеся на личностно-ориентированном предметном материале овладевают навыками экспериментальной работы , получают опыт написания работы и ее грамотного оформления, опыт публичного выступления и защиты, опыт рефлексии и публичной  оценки своего труда.  Каждый ребенок выступает в этом случае  субъектом жизнедеятельности, что и является целью деятельностного подхода при воспитании личности в условиях новых ФГОС.