Главная»Пресс-центр»Публикации

Публикации

Переход на ФГОС основного общего образования: выбор технологий и расширение образовательной среды

05.11.2012 Карлушина Лариса Владимировна | Калужская Мария Владимировна

Новый ФГОС основной школы предполагает создание открытого поля социальных проб и образовательных маршрутов, которые год от года будут становиться все более индивидуальными. Теперь привычный учебный процесс должен существенно измениться, предложив условия для разных видов деятельности. Все события - от познавательных экскурсий до проектных групп и творческих студий - становятся равноправными звеньями в цепи образования и входят в основное расписание. Это позволяет в разы повысить мотивацию и достичь качественно новых надпредметных и личностных результатов.

Переход к новым ФГОС в основной школе предполагает:

  • выбор учеником (группой) «пространства» действия (классный кабинет, мастерская, библиотека, лаборатория и т.п.); 

  • гибкий подход к срокам освоения отдельных тем и курсов;

  • выбор учащимися форм и способов контроля и оценки;

  • работу во временных разновозрастных коллективах, сформированных под конкретные образовательные задачи;

  • проектные технологии как основу школьных занятий и самоподготовки;

  • интерактивные, социально-моделирующие типы занятий;

  • соревновательность как принцип организации учебных циклов и коллективных проектов;

  • практику «взаимозачетов» и поддержки старших учеников-тьюторов;

  • дополнение основных учебных программ дополнительными - практико-ориентированными и творческими;

  • организацию «тренажеров социального опыта» – проектов и акций, имитирующих реальные взрослые практики и приносящих конкретный общезначимый результат. 

МАОУ Гимназия №210 «Корифей» вошла в число екатеринбургских школ, которые приступают к экспериментальному введению ФГОС ООО в 5-х классах с сентября 2012 г. Уже сегодня гимназия предоставляет подросткам большой диапазон возможностей - таких, как: научно-исследовательскую работу, занятия в предметных кружках и клубах, Интеллект-школе «Корифей Плюс», «Олимпийской сборной»; участие в работе органов школьного соуправления; шефскую и волонтерскую деятельность; работу в школьных СМИ (газете, радио, на сайте и др.); деятельность творческих коллективов, спортивные занятия и познавательные путешествия.

При этом серьезным препятствием является дефицит свободных учебных и внеучебных пространств; для организации групповых занятий, работы проектных групп, бесед с тьюторами и даже для организации дополнительных кружков и студий во второй половине дня.

С учетом этих объективных ограничений на 2012-2013 год запланировано включение в образовательную программу 5-7 классов модульных проектов самого разного формата (под руководством учителей, сотрудников, родителей, старшеклассников - всех, кто предложит интересные варианты).

Будет также ощутимо расширена территория реализации стандарта: школа привлечет к сотрудничеству партнерские организации, предприятия и компании, в которых работают родители, учреждения науки и культуры и т.п. 

Информационно-методические потребности педколлектива решено компенсировать своими силами: привлекать специалистов, коллег с успешным опытом внедрения ФГОС и системы международного бакалавриата. И заниматься просвещением и осознанным включением в проект самих 5-классников и их родителей. 

Первые шаги по введению ФГОС в гимназии:

  • Постановка задачи – создать пространство выбора (поле проб) для детей.

  • Самоанализ готовности коллектива учителей + мотивация на изменения;

  • Анализ потенциала ОУ и его социального окружения по территориальному принципу (реальная возможность вынести учебный процесс за стены школы);

  • Разработка основной образовательной программы во взаимодействии с коллективом.

  • Мотивация детей и родителей на обучение в изменившейся образовательной среде.

Ключевая задача года определена как организация взаимодействия всех взрослых, работающих на 5-й параллели, для формирования трех (для начала) надпредметных компетенций, которые будут определены к сентябрю. В фокусе - сам механизм  согласования предметных программ, модульных проектов и других форм образовательной деятельности 

В течение года планируется:

  1. Создать внутреннюю систему сопровождения и переподготовки педагогов;

  2. Составить индивидуальные «ресурсные карты» каждого ученика 5 класса – в преемственности с начальной школой; 

  3. Постепенно перейти к нелинейному расписанию (элементам);

  4. Вовлечь родителей и учащихся в проектирование новой среды, диапазона проб, расписания и т.д.