Главная»Пресс-центр»Пресса о нас

Пресса о нас

Педагогические уроки "Корифея"

16.01.2012 | Анатолий Витковский, "Первое сентября"


Гимназия, в которой эффективность образовательных ситуаций определяется качеством межличностного общения

Чем определяется успешность школы? Педагоги екатеринбургской гимназия «Корифей» убеждены, что главную роль здесь играют не образовательные программы и технологии, а среда общения, атмосфера, взаимоотношения детей и взрослых. Тогда и любые методики работают лучше, и образовательные результаты – гораздо выше. «Корифей» возник в начале 90-х как проект создания именно коммуникативной среды. Конечно, в то время, на волне перестроечных настроений, замыслы создания иной школы рождались у многих педагогов, но мало кому удалось их воплотить. «Корифею» – удалось. Каким образом? Об этом – наш рассказ.

Суть любимого педагогического приема научного руководителя гимназии «Корифей» Марии Калужской можно выразить в фразе: «Давайте сделаем это так, чтобы всех удивить!» Вероятно, из этого порыва – удивлять, творить, выйти из круга привычного, обыденного – и родилась уникальная атмосфера «Корифея». Во всяком случае, вспоминая время, когда учреждалась гимназия, Мария Владимировна говорит: «Мы начинали с пафосом создания «другой школы», непохожей, например, на ту, которую я сама заканчивала. И сразу возник вопрос: другая – а какая?..»

…и появился «Филипок»

Ответ на этот главный вопрос у основателей «Корифея» был. И не только на уровне ценностей, но и на уровне конкретного педагогического опыта, правда, не школьного. Ведь первоначально ни Мария Калужская, ни Алексей Бабетов (ныне директор «Корифея») не думали «застревать в образовании на всю жизнь». Просто объединились с друзьями в некое сообщество продвинутых родителей, которые намеревались довести своих детей до школы, но так, чтобы и детям, и родителям это было интересно. А потом из этого объединения возник центр дошкольного гуманитарного развития «Филипок» – с насыщенной развивающей событийностью. Но по мере того как «детсадовский» период подходил к концу, взрослым становилось ясно, что им хочется, чтобы и в школе у детей сохранилась такая же творческая и комфортная среда. Тогда и возник замысел создать на базе дошкольного учреждения школу. Благо костяк команды уже был: человек 15–20 единомышленников, среди которых были и самоучки, и профессиональные педагоги.

Командообразование

По замыслу основателей новая школа должна быть демократичной, человечной, мобильной, открытой, творческой, развивающейся… Сегодня эти ценности записаны в официальных документах гимназии, а тогда было лишь интуитивное понимание, какую жизнь хочется организовать в школе и какие люди для нее подходят.
«Если попытаться сформулировать, – говорит Мария Калужская, – я бы начала с того, что человек должен как минимум допускать равные партнерские отношения с учеником. Но равенство не надо понимать натурально. Речь идет о партнерстве без искусственно насаждаемого неравенства, когда педагог считает себя изначально правым только потому, что он учитель, а все остальные – ученики. Когда он и сам не считает себя вправе ошибаться, и другим не дает права на ошибку, разруливая любую ситуацию авторитарным способом… Я бы сделала еще вот какой акцент: равенство предполагает, что мы все – свободные люди. И учитель, и ученик пришли на урок по собственному желанию, и это желание не должно пропасть ни в коем случае. Урок – это диалог свободных людей».
Ученик имеет право не сделать домашнего задания, а учитель имеет право поставить ему за это «два», но не имеет права переходить на личности. «У нас есть принципиальная установка: если на уроке происходит некий сбой в отношениях – урок надо останавливать, независимо от того, пройдена программа или нет, – добавляет директор «Корифея» Алексей Бабетов. – И надо сфокусироваться на межличностной ситуации общения, а не на процессе усвоения знаний».
Еще один критерий при приеме учителя на работу – это «социальный оптимизм». «Мы ориентируемся на людей, которые пришли в школу потому, что намерены тут реализоваться, – продолжает Калужская, – которые говорят о том, что хотели бы двигаться вперед, и о том, что им нравится работать с детьми».
Тут надо сделать оговорку: в «Корифей» берут учителей и академического склада, например, для подготовки ребят к олимпиадам, к сдаче ЕГЭ по отдельным предметам. В «Корифее» считают, что детям важно получить опыт общения с разными педагогами, в том числе и с теми, у кого не забалуешь… Ведь настоящее отношение к другому человеку – это глубинная характеристика, которая не всегда напрямую связана с манерой поведения.

Сотрудничество как образовательная задача

Когда в школьном коллективе собирается команда единомышленников – это меняет многое, и меняет радикально. Как говорят в гимназии: «У нас все учатся и учат друг друга». Администраторы учатся выстраивать управленческий процесс как среду общения и делегировать полномочия педагогам, родителям и детям. «У нас дети могут повлиять, например, на изменения в учебном расписании или системе оценивания». Учителя учатся занимать и удерживать партнерскую позицию с учениками, проходя тренинги личностного роста, анализируя кейсы с проблемными ситуациями. Дети учатся выстраивать продуктивные отношения с учителем и товарищеские друг с другом. На это работают тематические занятия, тренинги по командообразованию и другие образовательные форматы.

«Мы работаем для…»

Важно, что в команде «Корифея» еще в «дошкольный» период был выработан подход: все значимые события проектировать и готовить сообща. На новом, гимназическом, этапе жизни этот принцип переформулировался так: «мы – педагоги, родители и дети – вместе создаем нашу школу. Школа – это наше общее дело, это дело каждого ученика, каждого родителя и учителя».
И это не просто слова, это принцип, пронизывающий всю жизнь «Корифея»: от процесса выработки главных документов до культуры ведения урока. Так, основные документы гимназии на стадии подготовки обсуждаются всеми представителями корифейского сообщества. «Понятно, что в конечном счете главные школьные документы, как правило, пишет один или несколько человек, – замечает Мария Калужская. – Но предварительный процесс совместного обсуждения очень важен. Может быть, люди не работали над письменными формулировками, но в содержании они узнают свои мысли. Пусть текст написал кто-то другой, зато они об этом думали, с этим согласились, может быть, что-то уже спланировали в рамках реализации этого установочного документа. То есть они тоже сопричастны и несут ответственность».

Что на свете всего больше?

Многие уроки в гимназии начинаются со слов: «Мы сейчас с вами создаем что-то в первый раз. И от каждого зависит, что мы получим от этого урока, насколько он будет для нас важен, как он нас изменит и что мы научимся делать в результате».
Именно этот смысл совместной работы старается донести до ребят Мария Калужская, когда начинает вести свои авторские уроки философии. «И мы действительно делаем нечто в первый раз. Например, в начальной школе у нас есть тема «Что такое философский вопрос?». Сначала мы обсуждаем, что такое философский вопрос и чем он отличается от обыденных или научных, говорим о том, что на философские вопросы не бывает единственно правильных ответов. А потом ребята готовят свои ответы на «царские загадки», или вопросы царя Соломона. Я спрашиваю: «Что на свете всего слаще?», «Что на свете всего мягче?», «Что на свете всего тяжелее?»… И они должны придумать ответы, которые не следуют из обыденной логики, скажем, что всего тверже – сталь. Дети выдвигают версии, спорят друг с другом, и каждый раз мы выходим на какие-то новые горизонты понимания. Так, в третьем классе ребята дали такие ответы: «Больше всего на свете наше незнание», «На свете всего больше сильное чувство, которое я к кому-то испытываю в какие-то моменты». То есть ребята видят, что урок движется нами всеми. А в конце занятия мы обсуждаем, о чем будем говорить на следующем уроке. Что нам интересно? В такой деятельности образование предстает перед детьми как живая, развивающаяся среда. Образование – это вовсе не «заучить и повторить», это – когда появляются какие-то идеи, когда я становлюсь другим».
Конечно, одни занятия получаются более творческими, другие – менее. Но педагоги «Корифея», используя проектные, сетевые, проблемные, игровые и другие методики, стремятся, чтобы этот дух – «создания чего-то впервые» – на уроке присутствовал.
К тому же учебный процесс организован так, что ученик может максимально проявить свою самостоятельность. У школьников есть возможность самим определять свою долю участия в уроке, вплоть до перехода на свободное посещение отдельных предметов, при условии достаточно высокой успешности. Все это связано с глубоким ценностным подходом: «Школа есть открытая территория, которую можно вместе проектировать».

Женюсь – в 25 лет…

Свободное творчество на уроке рождает высокую мотивацию к учебе, что помогает справляться с самыми разными проблемами. Например, с ЕГЭ. Какая-то часть времени – процентов 40 – отводится на эту рутинную работу. Но делать ее можно в форматах самоподготовки, консультаций и дополнительных послеурочных занятий. А на уроках все-таки заниматься более интересными и развивающими вещами.
Правда, это оказывается возможным еще и потому, что в «Корифее» со второго-третьего класса дети учатся навыкам самоорганизации. Начинается все с довольно простых вещей. К примеру, дети пишут творческие работы под названием «Мой жизненный план». Это планирование, конечно, не на всю жизнь, а на ближайшее лето или ближайший учебный год. Но что интересно: оказывается, младшеклассники любят планировать жизнь надолго и детально, вплоть до: «В 25 лет – женюсь!»
Потом, в средней школе, эта работа выходит на более серьезный уровень: с анализом своих жизненных целей, средств их достижений и возможных последствий.

Почему не вышел «ЗавтраКо»?

Еще один ориентир «Корифея» – модельные ситуации, когда класс занимается каким-либо делом самостоятельно, а учитель находится в роли эксперта, консультанта.
Конечно, организовать работу подобным образом непросто, но примеры есть. Один из них – газета «ЗавтраКо» («Завтра и Компания»). «В нашей газете, – рассказывает Мария Калужская, – дети сами предлагают тему очередного номера, сами верстают его, договариваются с типографией, сами с переменным успехом привлекают спонсоров или партнеров, организуют командировки. То есть производят всю работу: от замысла до потребителя. Этот цикл детское сообщество не всегда в состоянии осилить, иногда дело срывается, и номер просто не выходит, но здесь я, как куратор, могу себе позволить такую роскошь – не вмешиваться в творческий процесс и в процесс принятия решений. Стараюсь сводить свою роль к организации диалога детей, даже когда мне кажется, что они предлагают какую-то глупость или заведомо пропащую идею. Очень хочется все исправить, отполировать и сделать, как, по-моему, было бы лучше, но на самом деле – хуже, ведь они должны сами набить себе «шишки».
А вот еще пример: кто-то из учеников «Корифея» предложил провести выставку кошек. Образовалась детская рабочая группа. Взрослый – в роли консультанта, а руководителем был ребенок. И ребята сами проводили опрос: у кого есть какие породы кошек, кто согласен их принести; договаривались со спонсорами, чтобы они предоставили спортзал для выставки; договаривались с производителями кошачьего корма, что они придут на выставку со своей продукцией…
«Мы стараемся предоставить детям как можно больше сфер деятельности, где они могут что-то делать самостоятельно, – подчеркивает Мария Калужская. – Мы их называем зонами самостоятельности и ответственности. Знаете, у Черчилля есть такая фраза: «У вас в России многое запрещено, но что не запрещено – то обязательно». Хотелось бы, чтобы в школах было больше не запрещенных, но и не обязательных вещей, чтобы можно было выбрать: и вот это можно, и вот это, и вот это… Но выбрать все не то чтобы нельзя, а – непосильно. Поэтому выбери несколько интересных вещей, и ты сам поймешь, что для тебя из этого лишнее».

«У-м-мяуляю вас...»

Рамки в гимназии, конечно, задаются, но задаются не запретами (в «Корифее» вообще стараются избегать слов «нет», «нельзя», «запрещено), а ценностно. А как это – ценностно? Ну, например, так. Когда-то в буфете «Корифея» висела табличка: «В верхней одежде не входить». И вот Мария Владимировна входит в буфет и видит: прямо у прилавка стоит пара ребят в куртках. Это значит, что запретительная табличка не работает, напротив, запреты провоцируют подростков на их нарушение. Что делает педагог? Идет к ребятам и предлагает вместе придумать фразу, которая убедила бы людей снимать пальто и куртки без всякого принуждения. И придумали! Взяли забавного кота из «Шрэка» и приделали к нему надпись: «У-м-мяуляю вас оставлять свои вещи на вешалке». Просьба получилась такой неожиданной, что все приходившие улыбались и начинали раздеваться.

Со сцены – в класс и обратно

Еще одна замечательная возможность для самореализации, для проявления и развития детских талантов – это организация досуга: фестивалей, клубных посиделок, шоу и других праздников. Но не только в досуге дело…
Возьмем, к примеру, проект под названием «Танцы со звездами корифеев». В течение полугода не очень-то умеющие танцевать взрослые репетировали вместе с детьми какой-нибудь яркий танцевальный номер. «Скажем, воспитатель танцевал со своим классом или библиотекарь – с группой ребят, которые согласились принять участие в проекте, – отмечает Мария Калужская. – В результате получился гала-концерт к 8 Марта. Мало того что это было классное шоу, люди воспряли духом, повысили самооценку, помолодели. Представьте: испанский танец вместе с ребятами!
И потом – это огромная командная работа: когда учитель математики полгода сначала танцует вместе с учениками (и у некоторых детей это получается гораздо лучше), а затем ведет занятия в этом классе – они начинают иначе общаться друг с другом. Это изменение градуса отношений!»

Планирование года – погружение

В создании коммуникативной среды технологии играют не последнюю роль. Для гимназии «Корифей» одна из стержневых – мотивационный тренинг. Эта технология применяется ежегодно на всех этапах и уровнях: от администрации до работников школьной кухни, начиная от стартовых педсоветов и парада проектов, запускающих учебный год, и заканчивая финальными событиями в конце года.
Как же работает эта технология?
Покажем это на примере тренинга с административной командой. Накануне нового учебного года команда выезжает на загородную базу отдыха. Цель поездки – планирование основных событий по теме года (сама тема определяется еще в июне).
Так, когда «Корифею» исполнялось 15 лет, тема года была придумана морская: «Пятнадцатилетний капитан». Сам тренинг получил название «Желтая подводная лодка». Как читатель уже, наверное, догадался, участникам предстояло погружение, а ко всякому погружению надо готовиться серьезно, например, учить специальные термины, чем уважаемые администраторы и занимались на начальном этапе тренинга, вникая в суть таких, казалось бы, далеких от школы понятий, как непотопляемость, остойчивость и ходкость под­водной лодки. Вскоре это все пригодилось
Когда подготовительная стадия закончилась, перед уже готовыми к «отплытию» участниками была поставлена задача набросать ассоциации на тему «автономки-погружения». Ведь нам предстоит самостоятельное плавание длиной в девять месяцев. Участники разделились на группы и… Ассоциации стремительно рождались в процессе обсуждения: как мы будем жить в «автономном» плавании? Как будем крепить наше «морское братство» (в коллектив гимназии как раз влилось много людей, и надо было сплотить команду)? Какие качества нам надо развивать?
Что это все дает? Творческое мышление активизируется, и создаются яркие, образные картины «как будет здорово, если…». И это важно особенно для школьных администраторов и педагогов, среди которых большинство составляют эмоционально и этически ориентированные люди. Необходимо затронуть их эмоционально-образное восприятие, а просто раздавать «функции-распоряжения» – по сути, гасить инициативу учителей. Детей – тем более.
Когда же образное мышление включается «на полную мощь», ведущий обращается к команде: «А теперь давайте посмотрим, как нам привязать наши мечты и идеи к конкретным задачам, которые перед нами стоят, к традиционным школьным событиям?» И поскольку к тому моменту все члены административной команды уже «погрузились», они креативно и заинтересованно планируют учебный год.

В контакте…

«Корифей» стал одной из первых школ в стране, где появились локальная сеть интернета, электронная связь между всеми участниками образовательного процесса, собственные адреса в общешкольной системе электронной почты у педагогов, детей и родителей. И с самого начала все эти технологии заработали на расширение возможностей коммуникативной среды, прежде всего на ее большую открытость и демократичность. Понятно же, что когда идет интенсивное общение по электронной почте в процессе совместной работы над сетевым проектом, различия в статусах стираются. Ученики гимназии имеют такое же право завести, скажем, свой блог на школьном сайте, как и директор. И тут начинают работать иные законы – не статусных различий, а например, сколько откликов пришло на конкретное сообщение…
Внедрение IT позволило перевести большую часть документооборота и деловых контактов в электронный формат и освободить время для личных встреч и неформального общения. Это совсем не мелочь – когда времени на это в школе не остается или его очень мало, что-то важное в отношениях людей теряется.

В интеллект-школе

У «корифеев» есть замечательная возможность оказаться в пространстве, где ценности гимназии проявляются особенно ярко. Летом на две недели ребята вместе с педагогами выезжают за город, где проходит интеллект-школа «Корифей плюс». Поехать туда может не каждый, а только тот, кто прошел специальные экзаменационные испытания, у человека должно быть сильное желание выделить две недели своих каникул на образование. И такое желание у детей есть. Еще бы! Ведь в интеллект-школе вместе с педагогами «Корифея» работают лучшие преподаватели из Нижнего Новгорода, Кирова, Челябинска, Воронежа. В первую половину дня ребята по своему выбору либо проходят серьезные предметные тренинги, готовятся к олимпиадам, либо погружаются в занимательную математику, занимательную физику, занимательную химию… А после обеда начинаются познавательные марафоны, имитационные и ролевые игры, управленческие поединки.
Динамичная, событийная жизнь кипит в интеллект-школе до позднего вечера. Бывает, что и в два часа ночи дети не хотят идти спать и требуют: «Дайте нам еще задачу!» Так что после такой учебной сессии и дети, и взрослые возвращаются не только не уставшие, а напротив, заряженные энергией. Этот импульс сохраняется надолго: как говорят педагоги, ребята, побывавшие в интеллект-школе, затем во многом «делают погоду» в своих классах.

Корифейское братство

В заключение хотелось бы сказать о результате. Какие показатели результативности важны для руководителей гимназии «Корифей»? Высокие баллы ЕГЭ? «Это важно, но то, что наши выпускники хорошо сдают единый экзамен, – само собой ра­зу­меющаяся вещь». То есть по большому счету гимназия работает для «другого». И это другое проявляется, например, в высокой активности на школьном сайте.
«У нас примерно человек 40 детей и взрослых постоянно что-то публикуют, комментируют, выкладывают – и это, я считаю, большая победа», – говорит Мария Калужская.
Есть еще такой показатель, как социальная динамика семей. Для администраторов гимназии важно, что родители за время совместной с «Корифеем» жизни становятся более успешными в социальном плане.
Но самый главный «показатель» – это выпускники. Конечно, говорить о том, что они стали состоявшимися людьми, пока рано, поскольку первым выпускникам сейчас по 25 лет, но, как отмечают педагоги, «наши выпускники хорошо встраиваются в социальную жизнь: в вузовскую среду, в деятельность компаний, где они начинают работать. Многие сразу занимают лидерские позиции: создают какие-то сообщества, возглавляют какие-то проекты».
Радует педагогов и активная деятельность фан-клубов гимназии, которые выпускники ведут в социальных сетях, радует, что связь с «Корифеем» не прерывается и бывшие ученики нередко приходят в школу. «Выпускники – это самое важное,– говорят руководители гимназии «Корифей». – Мы хотели бы, чтобы в будущем у нас сложилась такая же модель отношений, как в Итоне или Кембридже, чтобы выпускники «Корифея» всю жизнь поддерживали бы друг друга».

Источник