Главная»Пресс-центр»Пресса о нас

Пресса о нас

Как «Филипок» «Корифеем» стал

15.11.2010 | Нина Зотова

Муниципальная гимназия “Корифей” начала свой пятый учебный год – и 19 октября, в день открытия Александровского Императорского лицея, отметила свою первую серьезную годовщину. Ярко горели люстры, счастливые лица детей и взрослых отражались в новых зеркалах, и так торжественно звучал гимн: “Мы стали гимназистами, мы будем корифеями, с великими идеями и помыслами чистыми...”. А потом выступил Эдуард Эргартович Россель, назвав гимназистов и педагогов “Корифея” настоящими “новыми русскими” – в смысле свежих идей и энергии, широкого – не по годам – кругозора учеников и их горячего желания приобретать новые знания и навыки.

Так какие же такие “новые русские” учатся сегодня в “Корифее”; чему, как и почем обучают их педагоги? Какова доктрина школы, основные принципы ее деятельности?

Пять лет назад, весной 1991 года, все началось с инициативы одной семьи. Вернее, с идеи Майи Петровны Никулиной (известного в городе поэта, журналиста, зам.редактора журнала “Урал”) создать небольшую “школу для дошкольников”, в которой родители – узкий круг друзей-единомышленников – обучали бы собственных детей. Идею поддержали родные (дочь Мария Калужская и зять Алексей Бабетов, научные сотрудники Института философии и права УрО РАН); и уже в октябре в здании Областной детской библиотеки начали обучение две группы дошкольников, среди которых был и Калужский Гриша 4-х лет. Пятнадцать родителей взяли на себя преподавание различных курсов, написание программ, подбор пособий и литературы. Двадцать пять малышей занимались три раза в неделю по три часа, осваивая непростые предметы: природоведение, языкознание, историю мифологии, историю искусств, основы логики и математики, английский и французский языки, импровизированный театр, музыку и ритмопластику, гимнастику у-шу.

Уже тогда, хоть у нового начинания не было еще ни имени, ни официального статуса, начала оформляться концепция школы. Ее организаторы считали, что главным для дошкольного образования является, во-первых, серьезный теоретический уровень всех преподаваемых курсов (а надо сказать, родители собрались – люди интересные, творческие, из академических институтов, университета, библиотеки); во-вторых, неформальная, семейная атмосфера обучения, взаимное доверие и уважение; в-третьих, наличие внутренней мотивации у родителей на образование своих детей, ясное понимание ими целей, средств и результатов.

Этим принципам школа неизменно следует и сейчас, когда “семейное дело” выросло уже в муниципальное учебное заведение. А тогда учились и учили бесплатно: я занимаюсь с вашими детьми, а вы – с моим. Но закончился год, и в библиотеку потянулись родители со стороны с просьбами принять их малолетних чад. Перед школой возникла дилемма: или всем отказывать и продолжать учить только своих, или вставать на другие – официальные – рельсы, т.е. регистрироваться в качестве частного предприятия. Так возникло ТОО “Центр гуманитарного развития “Филипок” – с двумя уже учебными площадками (старшие группы принял Объединенный Музей писателей Урала ), с Уставом, концепцией и программой развития. Были разработаны и сданы на сертификацию авторские программы, написаны первые учебники и пособия. “Филипок” отправился в трудный путь за признанием и поддержкой местных органов управления образованием.

Надо сказать, что несколько лет назад даже термин “дошкольное образование” вызывал резкое неприятие большинства чиновников и теоретиков от педагогики. Негативной (или в лучшем случае осторожной) была реакция на предлагаемые Центром учебные планы: как?.. дошкольники занимаются языкознанием, историей мифологии, логикой? учат два языка? – Да зачем им это? Не лишайте малышей детства, не переутомляйте их зря; будет школа – будут и уроки. Это сегодня на всех уровнях, включая министерский, во всеуслышание говорят о необходимости и важности дошкольного развития, о том, что с семи лет начинать образование поздно. “Филипку” же пришлось выдержать не один бой “за идею”, да в придачу еще мытарства бездомности. Учеников становилось все больше, трехдневного режима уже не хватало – требовалось свое помещение, а средств на аренду у школы не было (скромной платы за обучение размером в две-три тысячи рублей только-только хватало на учебные принадлежности и зарплату преподавателям).

В 1994 году школа для дошкольников приняла очередное смысложизненное решение – перешагнуть за школьный порог, открыть отделение начальных классов. Ибо подготовленные в “Филипке” дети не хотели уходить от своих учителей, терять многие интересные и нужные предметы, покидать родное гнездо, которое приняло и вырастило их. Теоретическая база под начальную школу была уже подготовлена: написаны и сертифицированы очередные гуманитарные программы (“История России”, “История древнего мира”, “История родного края”, “Естественная история”, “Философия”), подобраны педагоги-профессионалы. Дело было за малым – за своим, постоянным местом для будущей школы.

И тогда произошла встреча, во многом определившая дальнейшую судьбу гимназии. Молодые руководители пришли на прием к заведующему Отделом образования Октябрьского района Владимиру Юрьевичу Козлову, который оказался нестандартно мыслящим и очень отважным человеком. Он внимательно выслушал представителей малоизвестной частной школы, взял на изучение бумаги и проекты – и... предложил занять пустующее здание бывшего детского сада №59 на Синих Камнях! Правда, за этим разговором последовало еще целых полтора года отстаивания своих прав, хождений по кабинетам, висений на волоске, но слово было сказано, и в нем прозвучало доверие. Которое побудило основателей “Филипка” отважно взяться за регистрацию нового образовательного учреждения полного общего образования – гимназии “Корифей”.

Теперь гимназия имеет лицензию, право на оперативное управление зданием и муниципальный статус, который означает бюджетное финансирование и включение в единую систему образования Екатеринбурга. “Филипок” же вошел в состав гимназии как дошкольное отделение. Этот статус помогает школе выживать и развиваться, т.к. положение частных школ на настоящий момент очень незавидно: их “давят” аренда, коммунальные платежи, налоги, все возрастающие текущие расходы. Подобная ситуация вынуждает администраторов частных школ повышать плату за обучение или же идти на поклон к спонсорам и, соответственно, выполнять их “социальный заказ”, обучая преимущественно их детей. Это отнюдь не хула частным школам, а лишь печальная констатация того факта, что просто доброй волей и энтузиазмом на плаву не продержишься.

Муниципализация дала “Корифею” возможность здорового развития, иными словами, освободила гимназию от необходимости молиться золотому тельцу. Плата за дополнительные образовательные услуги, установленная в текущем учебном году, весьма умеренна: от 150 тысяч рублей (для дошкольников) до 190 тысяч ежемесячно. Каждое лето проводятся конкурсные собеседования для вновь поступающих – и критерием отбора служат, к счастью, не материальное благополучие и личные амбиции родителей, а их заинтересованность в судьбе ребенка, готовность войти с ним вместе в школу как в большую семью. Эти требования сохраняются из года в год, хотя значительно обновился и увеличился состав педагогов, изменился ранг заведения, накопился немалый практический опыт... Отвечать требованиям гимназии может как сын почтальона или крановщицы, так и внук губернатора (кстати, когда в “Корифей” привели маленького Сашу Росселя, его дедушка как раз переживал период опалы и губернатором не был, но заботливым и любящим дедом оставался).

Заручившись моральной поддержкой и пониманием родителей, “Корифей” отрабатывает свою стержневую идею – идею школы как корпорации единомышленников, как особого культурного пространства, преподающего своим ученикам высокие образцы нравственного и достойного поведения, уважения к национальным и культурным традициям. Гимназисты любят своих педагогов и свою гимназию без идеологического прессинга и лишнего пафоса – просто они ощущают свою принадлежность к ней, с гордостью называя себя филипками, а потом корифеями, надевая каждое утро гимназическую форму, повторяя Клятву Корифея или исполняя гимн... И если сегодня школа не может похвалиться особым комфортом или дорогостоящим оборудованием, то она с удовольствием хвалится учителями и учениками.

Из 32-х преподавателей специальных дисциплин двое имеют высшие квалификационные категории, еще пятнадцать педагогов – первые и вторые. Сертифицировано 12 авторских программ, апробированы и готовы к сертификации еще 8; это означает, что базисный учебный план дополняется в гимназии преподаванием двадцати дополнительных учебных курсов, имеющих концептуальное единство и взаимную преемственность. Ведется активная научно-методическая, организаторская, издательская деятельность (написаны три учебника, несколько хрестоматий и методичек для учителей).

Сейчас в “Корифее” учатся 150 детей (которые составляют 7 дошкольных групп и 8 школьных классов). Самым старшим гимназистам недавно исполнилось по 9 лет. Гимназия сознательно выбрала вариант “роста” вместе со своими учениками, поскольку сутью педагогического эксперимента является непрерывное и комплексное образование начиная с трех лет и заканчивая выпускным классом. Значит, первый выпуск “Корифея” запланирован на 2004 год! Схема кажется странной, но ведь такой же путь прошли когда-то первые лицеисты: в 1811 году было набрано всего 20 человек, которые закончили Лицей через шесть лет. Зато за каждого такого ученика учебное заведение отвечает головой.

На очереди запуск средней ступени и решение всех проблем, с ним связанных. Главные из которых – отсутствие опыта (ведь во главе гимназии стоят не педагоги-практики, а ученые-теоретики), а также специально оснащенных лабораторий и мастерских. Пока же потихоньку разворачивается система дополнительного образования – секций, кружков, индивидуальных занятий и консультаций – в том числе и для детей микрорайона. Планируются группы музыкального развития, изучения иностранных языков, пункт логопедической и психологической помощи, открытые для всех проживающих поблизости от гимназии.

Целью же всего комплекса образовательных усилий “Корифея” выступает воспитание патриотов своего края, готовых применять полученные знания на благо Урала. Данные социологических опросов, проведенных недавно среди средних и старших школьников России, мягко говоря, настораживают: около 60% юных россиян нацелены на временный или окончательный отъезд за границу!

Иными словами, отечественная педагогика трудится над формированием поколения потенциальных эмигрантов. Видимо, это и есть “новые русские” – те, для которых жизненный комфорт и чековая книжка служат залогом человеческой состоятельности?

Если согласиться с такой трактовкой, то “Корифей” с “новыми русскими” ничего общего не имеет. Его создатели верят, что наш край достаточно славен, культурен и богат, чтобы стать надежной почвой для любой блестящей карьеры. И в него стоит вкладывать силы и таланты, чтобы получить сторицей. Обидно только, что словом “русский” называются сегодня люди, забывшие свои корни и презревшие традиции. А может быть, прав все-таки Эдуард Эргартович, назвавший “новыми русскими” коллектив небольшой гимназии, который делает свое дело здесь и сейчас, без оглядки на международные стандарты? В таком случае Муниципальная гимназия “Корифей” – это, несомненно, новая русская школа, со всеми свойственными ей просчетами и достижениями. Подобных учебных заведений по России становится все больше; их работу можно оценивать по-разному, пренебрегая их опытом или завидуя ему. Одно остается несомненным: малые, альтернативные, авторские школы стали фактом нашей жизни, частью единой системы образования, в развитие которой они вносят свою логику и свои ценности.