Главная»Новости»Новости образования»Потянет ли школа новый ФГОС?
Потянет ли школа новый ФГОС?

14 Января 2015автор| Марина Лемуткина, МК.RU

Потянет ли школа новый ФГОС?

Намеченное на 2020 год внедрение нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для старших классов столкнется с серьезными трудностями. К такому решению пришли участники научно-практической конференции «Перспективы введения ФГОС полного среднего общего образования».

Главная сложность, связанная с внедрением новых стандартов для 10–11-х классов, подчеркнула Наталья Любомирская — директор Лицея Высшей школы экономики, где уже сейчас проходит апробация нового ФГОСа для старшеклассников, находится не в финансовой сфере, а в умах учителей и учеников. Переход на новый стандарт предполагает полное изменение их ролей — переход от привычного руководства учителя к сотрудничеству, помощи, которую он будет оказывать ученику в учебе. Это очень сложно — особенно для педагогов, десятилетиями привыкших играть роль наставника. Между тем новый стандарт превращает ученика в активный субъект образовательного процесса. А в рамках этой парадигмы он будет играть с учителем практически на равных.

Другой камень преткновения — предусмотренная новым ФГОСом индивидуальная траектория обучения. «Дети в старших классах уже знают, какие предметы им понадобятся после окончания школы, а какие нет. И это, — подчеркнула педагог, — необходимо учитывать при завершении общего образования. Пичкать всех подряд всеми предметами на едином, повышенном уровне — бессмысленно: все равно ими будут заниматься лишь те, кто выберет этот ЕГЭ. Можно, конечно, игнорировать реальность, продолжая формальное преподавание предметов, которые ребята не воспринимают. Но тогда неизбежно начинается профанация и обман. А он имеет колоссальные негативные последствия — прежде всего для самих детей».

В отличие от нынешнего новый ФГОС для старшеклассников предусматривает значительную свободу выбора нужных предметов и уровня их изучения, делая основную ставку на метапредметный подход, развитие личностных способностей учащихся, критического мышления и умение решать поставленные задачи. Однако на школу при таком раскладе ложатся дополнительные сложности, и сведение индивидуальных учебных планов для всех учеников еще не самое трудное, хотя и это нелегко.

Изменится в соответствии с новым ФГОС и система оценивания: «Новый стандарт предусматривает, что школа разработает свою систему оценивания знаний учащихся. Например, мы ввели систему самооценки некоторых работ, при которой ребята ставят себе отметки, а учителя и одноклассники выступают как эксперты. И не забывайте: «тройка» по новому ФГОСу — оценка положительная, означающая вполне приличный уровень знаний. А «четверка» и «пятерка» — повышенный, сверхуровень, тогда как сегодня троечник считается «серостью» и часто можно услышать: «Уж лучше двойка, чем тройка».

Еще одна колоссальная проблема — ЕГЭ в его нынешнем виде. Это чистый продукт прежнего — знаниевого, — а не нового — компетентностного — подхода. Вот и получится, что детей при переходе на новый стандарт будут учить в одной парадигме (формирование компетенций, в том числе метапредметных), а экзаменовать в другой (ставка на запоминание). Чтобы избежать этого, надо срочно менять КИМы ЕГЭ. А это огромная работа, которая еще и не начиналась.

Не все ясно и с пресловутым метапредметным подходом. Сильным детям овладеть им не составит особого труда. А вот у средних и особенно слабых учеников могут возникнуть серьезные проблемы, констатировал научный руководитель Института образования Высшей школы экономики Исак Фрумин. И как с этими быть, никто не знает.

Наконец, составить сегодня индивидуальные расписания для старшеклассников профильной школы получается только в одном случае: если пренебречь всеми мыслимыми и немыслимыми санитарными нормами, сведенными в СанПиНы. На уровне единичных, пилотных школ это пока проходит. Но массовых нарушений, неизбежных при всеобщем переходе на новые ФГОСы в 2020 году, проверяющие инстанции не потерпят. Значит, придется либо менять нормы, либо по старой отечественной традиции лукавить — жить по одним правилам, а проверяющим предъявлять другие.

Архив новостей

Март 2019
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31