Главная»Новости»Новости образования»Школа - враг креатива?
Школа - враг креатива?

29 Ноября 2014автор| Марина Лемуткина, "МК"

Школа - враг креатива?

С 4 по 6 ноября в Дохе (Катар) прошел Всемирный саммит по инновациям WISE-2014. Опираясь на его основные идеи, газета "Московский комсомолец" от 24.11.2014 в лице своего корреспондента Марины Лемуткиной постаралась разобраться, почему российская школа все заметнее отстает от передовых систем образования? Вывод таков: мировое образование нацелено на творчество учащихся, а наша страна движется в обратном направлении

«Мир изменился настолько, что образование оказалось на перепутье: именно сейчас определяются глобальные вызовы и пути его развития на ближайшие десятилетия», — заявил, открывая WISE-2014, председатель саммита доктор философии шейх Абдулла бин Али Аль Тани.

Определить новые мировые вызовы и тренды удалось довольно быстро. С одной стороны, демотивация детей к учебе. С другой — ставка на креативную школу, готовящую будущих профессионалов с ярко выраженной творческой составляющей. Короче, ключевым словом в образовании на обозримое будущее становится КРЕАТИВ со всеми его производными. Здесь все ясно. Сложнее понять, как этого добиться.

Школа — главный враг креатива?

Две трети ведущих экспертов мира, собравшихся в Дохе, считают, что нынешняя школа убивает креативность детей. При этом главным препятствием для креативности большинство (37%) назвали слишком большие временные затраты на подготовку школьников к тестам. Вторая по численности группа (28%) винит руководство школ, редко поощряющее креативность учителей из боязни связанного с ней риска, 20% — самих учителей, а 13% — чрезмерную обязательность школьной программы. Еще 2% полагают, что на креативность школы всем попросту наплевать.

Любопытно, что самым эффективным способом мотивации учителя к креативности подавляющее большинство — 56% — назвали не увеличение зарплаты (за этот путь высказались 22%), а большее доверие к учителю и свободу эксперимента на уроке. Важно также, что каждый десятый эксперт настаивает на сокращении объема тестово-оценочных работ и наращивании обратной связи ученика с учителем на основе педагогических наблюдений. Этот путь, как оказалось, апробируют уже многие страны. И только наша движется в прямо противоположном направлении.

«Роль тестирования неимоверно раздута»

- Последние 10 лет мы двигались не туда и воспитывали в детях неверные навыки, — открыл дискуссию автор бестселлера «Как дети достигают успеха» Пол Тот (США). — Роль индекса IQ и тестирования в целом неимоверно раздута: важнее креативность и любознательность ребенка, самостоятельность и самоконтроль, оптимизм и социальные навыки. Этот вывод сделан не на пустом месте. Пилотный проект в двух школах Нью-Йорка подтверждает: дети, легко решающие тесты, часто не способны противостоять сложностям в разрешении жизненных проблем. Так что сегодня при всей важности академической составляющей главная задача учителя, во-первых, научить детей учиться, а во-вторых, справляться с неудачами, вооружить жизненной стратегией быть победителем, а не жертвой. Что же касается стандартизированных тестов, то это палка о двух концах. Они не отражают ни интеллектуального потенциала, ни становления характера ученика, а умение их решать не всегда помогает справляться с задачами, которые подбрасывает жизнь.

Не стоит, по мнению Тота, преувеличивать и роль электронных образовательных технологий: «Они полезны, но крайне затрудняют педагогическое воздействие на ученика и процесс его воспитания». И снова ощущение, что Россия бредет не туда: наши чиновники от образования первым делом отчитываются о закупках электронных девайсов и размахе дистанционного образования.

«Воспитывать в школе не будущих потребителей, а креативщиков!»

Лишь три года назад тогдашний глава Минобрнауки Андрей Фурсенко объявил, что в соответствии с мировыми тенденциями наша система образования должна готовить грамотных потребителей. И вот поди ж ты! Современная школа должна растить не будущих потребителей, а креативщиков, заявил эксперт гарвардской Лаборатории инноваций Тони Вагнер (США):

— В мире произошли фундаментальные изменения, и нужны люди, способные придумать что-то новое, открыть новые возможности и принципиально новые пути решения проблем. Добрую половину работодателей интересует не диплом претендента на рабочее место, а то, что тот умеет и может ли он работать в команде. Мы перешли к инновационной модели, а значит, в первую очередь школа должна поощрять любознательность ребенка. Именно это, а не простая передача знаний является сегодня главной целью школы. И под нее сегодня надо готовить учителей и новые программы, ведь креативному подходу к жизни надо учить с детства. В противном случае уже к 12 годам дети понимают, что надо не задавать учителю вопросы, а давать правильные ответы. А когда подрастут, то если и изобретут что-то, то не благодаря, а вопреки навыкам, полученным в школе.

Деньги никто не отменял

Понятно, что выделение средств в условиях экономического кризиса — вопрос непростой, а если ситуация усугублена другими факторами, как в России, и подавно. Однако существуют объективные показатели финансирования образования в странах, заинтересованных в интеллектуальном развитии нации. И те, кто на них не ориентируется, пролетают.

По оценке руководителя международной организации «Глобальное партнерство в области образования» Элис Олбрайт, «для нормальной работы системы образования страна должна вкладывать в него около 6% ВНП, или 20% национального бюджета». Для России с ее недавними 4,5% ВВП на образование, а в 2015-м, предположительно, и с 4,1% — это несбыточные мечты. Прочие мировые тренды, о которых говорилось в Дохе, на пути следования отечественного образования также не наблюдаются. Может быть, нам нужнее не креативность, а единообразие?

Читать подробнее.

Архив новостей

пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31